Терминалы по приему платежей - Электронные продавцы

Купить чашку кофе прямо на улице или пополнить мобильный счет сегодня можно без малейших затруднений - торговые аппараты и платежные терминалы стоят практически на каждом шагу. Полтора года понадобилось операторам на то, чтобы приучить горожан к уличному самообслуживанию

Первое знакомство с торговым аппаратом или терминалами по приему платежей происходит обычно с обнаружения яркого ящика с нарисованными кофейными чашками или с монитором, приглашающим провести нехитрую платежную операцию. После мысли «Ого, что-то новенькое. Дай попробую!» поэкспериментировать с небольшой суммой денег рискуют многие. Страх того, что терминал по приему платежей не сработает, сумма не будет переведена или вместо чашки кофе вы получите пустой стаканчик, развеивается после первого опыта. Как ни странно, все работает, суммы переводятся, счета пополняются... Таким образом украинцы приобщаются к мировой вендинг-индустрии (от англ. vend - «продавать»).

В Японии, например, каждая третья покупка совершается через торговые автоматы, японцы приобретают в них практически все - от напитков, жвачек, конфет и готовых обедов до мобильных телефонов и фотоаппаратов. В России пока до такой «автоматизации» не дошли, а 95% продаж в торговых аппаратах составляют традиционные горячие напитки - чай и кофе. Тем не менее, столица уже переполнена всевозможными торговыми аппаратами, и регионы ее активно догоняют - основные продажи любых терминалов приходятся на города с населением не более 300 тыс. человек.

ГАЗИРОВКА С СИРОПОМ

Еще с советских времен обязательным атрибутом улиц были копеечные автоматы с газировкой - прародители современных торговых терминалов. Теперь ассортимент торговых автоматов гораздо шире. «Наиболее известными и привычными для потребителя являются торговые автоматы по продаже кофе и чая, однако уже активно устанавливают автоматы по продаже продуктов питания, лекарств», - рассказал «Профилю» Олег Воротынцев, владелец столичной компании Vending Company, которая продает торговые автоматы.

По его словам украинцы семимильными шагами движутся к автоматизации процесса торговли. Причина популярности - исключение человеческого фактора из цепочки продавец-покупатель, что выгодно для владельца торговой точки. «Автомат не заболеет, не сбежит с выручкой, не обхамит покупателя, не будет требовать повышения зарплаты, да и места занимает минимум», - объясняет привлекательность бизнеса г-н Воротынцев.

В принципе, «впихнуть» в формат автомата можно любой продукт, имеющий индивидуальную упаковку. А если учесть, что в Украине представлены все мировые производители, подобрать нужный формат можно под что угодно. По словам директора компании-производителя Vending Systems Сергея Дриги, высокий спрос заставляет разрабатывать и придумывать новые интересные форматы для новых потребностей. И украинские производители вполне с этой задачей справляются. «Мы посещаем международные выставки, на которых отслеживаем новые тенденции, набираемся опыта, так как завтра-послезавтра в Украине будет настоящий «бум» на этом рынке», - отмечает он. Ведь стоимость «автоматического продавца» -€4-5 тыс., и окупается он за несколько месяцев. «Этот срок зависит от самого главного - месторасположения автомата», - уточняет Сергей Дрига.

Законодателями «модных тенденций» становятся офисы, где устанавливают автоматы для удобства сотрудников. Часто вендинговые компании бесплатно привозят и обслуживают автоматы при условии, что гарантированно будет продано хотя бы 50 чашек кофе в день. Именно в офисах есть смысл устанавливать и автоматы с бутербродами, шоколадками, конфетами. Пока еще операторы не добрались до школ: в США, например, там продают львиную долю снеков, газировки и конфет основной клиентуре - детям.

Особо оригинальные автоматы у нас пока не устанавливают - тенденции такие же, как и во всем мире, отмечают в вендинговых компаниях. «Разве что за последнее время увеличился спрос на автоматы с газировкой - такие, которые раньше продавали ее по 1 и по 3 копейки. Причем даже просят стилизованные под советские... Но это ностальгия, а так в основном продаем стандартные автоматы», - рассказывает Олег Воротынцев.

ПОПОЛНИТЬ СЧЕТ

Еще один очень популярный вид вендинга - терминалы по приему платежей, пополнения счета мобильного телефона и оплаты разнообразных услуг. «Буквально за последний год заказы на электронные терминалы растут в геометрической прогрессии, все хотят устанавливать эти боксы в своих городах», - отмечает заместитель директора по организационному развитию компании «Матрикс Мобайл» Екатерина Старунская. Причем города и регионы не имеют принципиального значения - пользователи Интернета и мобильной связи есть везде, а вот банковские отделения расположены не на каждом шагу. Прием оплаты услуг мобильной связи, пополнения счета, оплаты услуг Интернет-провайдера, IT-телефонии осуществляют обычные частные предприниматели, в то время как все банковские услуги - оплату кредита и пополнение депозитного счета - осуществляют только банки, поэтому они тоже массово закупают эти терминалы наряду с банкоматами.

По словам Екатерины Старунской, особой популярностью пользуются двухмониторные терминалы по приему платежей, которые помимо основной функции - приема платежей, выполняют рекламную и образовательную. «Наш потребитель не всегда знает, как пользоваться терминалом. На втором мониторе постоянно крутится обучающий ролик, что исключает некорректное обращение с аппаратом. Также на нем можно размещать рекламу - как своей компании, так и партнеров», - поясняет г-жа Старунская.

По словам директора по маркетингу компании USMP Александра Чумака, особых сложностей у конечного пользователя терминалов по приему платьежей не возникает, так как интерфейс автомата логичен и максимально упрощен. «Основные пользователи платежных терминалов - люди до 35 лет, для которых разобраться с алгоритмом проведения платежа не является проблемой», - уточняет он.

Выбор различных терминалов по приему платежей огромен, ведь 90% этих аппаратов собирают или производят в Украине. Соответственно, они доступны по цене и пользуются повышенным спросом у сетевых операторов, которые уже сейчас устанавливают от 10 до 150-200 терминалов по всей стране. Купить платежный терминал можно за $2,5-3,5 тыс., а требуется ему всего один квадратный метр площади и сервисное обслуживание.

ДОРОГА В ВЕНДИНГ-ОПЕРАТОРЫ

Именно эти положительные, с точки зрения бизнеса, факторы побуждают украинцев становиться вендинг-операторами. Места на этом рынке пока достаточно.

Устанавливая хотя бы один автомат, уже можно гордо именовать себя бизнесменом, а вот перешагнув за десяток торговых терминалов - считать себя сетевым оператором. Но, как отмечает Екатерина Старунская, говорить о реально доходном бизнесе можно, установив не менее 10 автоматов.

По словам опытных операторов, главное, с чем ни в коем случае нельзя ошибиться - это с компанией-производителем и местом установки автомата. Место с хорошей «проходимостью» - это половина успеха, считает Александр Чумак. Его компания (USMP) уже установила в Крыму 150 различных автоматов и терминалов в разных местах. «Это могут быть вокзалы, аэропорты, торговые центы, супермаркеты, крупные офисные центры или заводы, фабрики, ВУЗы, школы - в каждом городе есть потенциальные доходные места», - рассказывает он.

Качество аппарата также имеет огромное значение. Неработающий и часто ломающийся терминал портит репутацию не столько конкретного оператора, сколько вендинга в целом. Ведь негативный опыт общения с аппаратом будет распространен среди всех знакомых пользователя. Поэтому для обслуживания терминалов необходимо либо иметь сервисный центр в городе, где установлен автомат (обычно компания, торгующая аппаратами, берет на себя сервисное обслуживание), либо взять на работу толкового технаря.

Один крупный (имеющий свыше 25 терминалов) региональный оператор отметил, что прогореть, работая с торговыми автоматами, может только ленивый. «В месяц один автомат приносит до $600 чистого дохода, затраты не такие уж большие, да и риск внешнего повреждения невелик, у нас пока серьезного вандализма не наблюдается», - отмечает Виктор. Афишировать свою фамилию и регион работы он не хочет - если арендодатели узнают о реальных доходах оператора, то сразу же попытаются повысить арендную ставку. Если относиться к этому бизнесу не как к побочному, а как к основному, подчеркнул он, то расширяться можно просто впечатляющими темпами, скупая автоматы у незадачливых конкурентов.

Алена КУЗЬМЕНКО

 

Новости

 

www.zalloto.ru     www.blloto.ru     www.lotclub.ru     www.stela.su     www.omecenat.ru     www.loto4u.ru