Покупай без продавцов

По прогнозам экспертов, в скором времени в России из привычных нам киосков останутся только те, что торгуют прессой, цветами, квасом и мороженым. А вместо палаток с напитками и снеками появятся торговые автоматы. Столичные власти планируют внедрить активную автоматическую торговлю уже к 2010 году. Вендинг - это способ реализаций товаров с помощью специального торгового автомата. Здесь не нужен ни продавец, ни прилавок.

Вендинг-машина автоматизирует процесс продажи, для нее необходимо лишь немного места и электрическое питание. В странах Европы и Америки этот вид бизнеса развит достаточно сильно - нет необходимости идти в магазин, стоять в очереди, когда и лимонад, и компакт-диск, чашку кофе ты можешь приобрести в торговом автомате. По мнению многих аналитиков вендинговой сферы, данная отрасль является одной из самых доходных в сфере продаж и оказания услуг. Высокая норма доходности, низкие издержки в обслуживании торговых автоматов делают их все более привлекательными.

Однако на сегодняшний день вендинг еще не завоевал Россию, хотя рынок автоматической торговли быстро растет. По прогнозам экспертов, в ближайшие два года количество торговых автоматов должно утроиться. Первый монетоприемник был запатентован в США в конце XIX века. А немного позже, около 100 лет назад, в Америке появились первые автоматы, торгующие жевательной резинкой. Как ни странно, но в России первый такой аппарат появился даже раньше - это был автомат по продаже плиток шоколада, и его установила в Санкт-Петербурге в ноябре 1898 года кондитерская фирма <ЖоржБорман>.

Советский Союз познакомился с вендингом в 1966 году, когда в столице, а потом и повсеместно установили аппараты с газированной водой. Они собиралисьна трех заводах - в Харькове, Киеве и Москве, а комплектующие делались в Ленинграде. Аппараты подключали к центральному водоснабжению города и в стаканы лилась та же вода, что вытекала из домашних кранов: газированная - за копейку, а за три - с сиропом. Многие должны помнить этих железных гигантов с непременным стеклянным стаканчиком общего пользования внутри. Перестройки эта система, к сожалению или к счастью, не пережила. Сегодня обороты мирового вендингового бизнеса исчисляются миллиардами долларов, некоторые компании работают во многих странах, а их парки автоматов насчитывают сотни тысяч машин. В Великобритании используется больше полумиллиона машин, в Голландии - более 170 тыс. автоматов. По данным Национальной      ассоциации автоматизированной торговли (НААТ), если в Японии один аппарат приходится на 25 человек, в США - на 38, в Европе - на100, то в России - один сразу на 5300 человек. Отечественные игроки стали появляться только после кризиса 1998 года, когда в стране стабилизироваласьденежная система. До этого момента на рынке присутствовали только Coca-Colaи Nestle.

Средняя выручка с одного торгового автомата равна 15-20 тыс. руб. в месяц. При общей численности 30 тыс. автоматов это примерно 450 млн. руб. ежемесячного дохода. Однако оценка весьма приблизительная, так как выручка савтомата сильно различается в зависимости от места размещения, покупательнойспособности, сезона и ряда иных факторов, включая и удобство пользованияавтоматом. От половины до 60% рынка торговых машин занимают аппараты для приготовлениягорячих напитков (они традиционно называются кофейными, однако с равнымуспехом используются для приготовления горячего шоколада, чая или бульона). За ними идут снековые автоматы, продающие чипсы, жвачки, орешки, сухарики,сэндвичи и шоколадки. Это примерно 35-45% рынка. Замыкают список с не болеечем пятипроцентной долей автоматы по продаже CD и DVD-дисков, газет, гигиенических средств и прочих промтоваров.

Качественные, дорогие торговые автоматы реально окупить за год-два, считают специалисты. Правда, окупаемость зависит не только от цены. Основная задачавладельца вендинговых аппаратов - найти правильное место для их размещения. Самые привлекательные точки там, где проходит много людей или расположена зона ожидания. Это учебные заведения, вокзалы, аэропорты, офисы, торговыецентры, поликлиники или больницы. Наиболее прибыльны кофейные автоматы. Себестоимость одной чашки кофеэспрессо составляет 2,5 руб. при цене 15-20 руб., чашка горячего шоколада посебестоимости - 4,5 руб., в автомате - 25 руб. Правда, с учетом инвестиций в<железо> рентабельность, конечно, не такая фантастическая, но 25% - почти наверняка.

Инна КАРЕНИНА

Новости

 

www.zalloto.ru     www.blloto.ru     www.lotclub.ru     www.stela.su     www.omecenat.ru     www.loto4u.ru