Вендинговый бизнес, как все начиналось!

 

Однажды мистер Филипп Ригли (Wrigley) из династии известных производителей жевательной резинки в поисках новых прибыльных и безопасных способов инвестирования приобрел и разместил по всей Америке 450 тысяч одноцентовых торговых автоматов.

Совершив такое, по мнению близких друзей, безрассудство, предприимчивый мистер Ригли невозмутимо заявил: «Если бы я поместил свои деньги в недвижимость, я мог бы получить 15% годовых. Давать кредиты слишком рискованно. Облигации также часто ненадежны и приносят ничтожный доход. Мои же одноцентовые автоматы всегда принесут 40 % прибыли вне зависимости от состояния экономики, от того, плохие настанут времена или хорошие».

Слова американского магната в полной мере отражают положение вещей в данной рыночной нише и в наше время. Стоимость современных торговых автоматов, равно как и цены аренды торговой площади растут с поистине головокружительной скоростью. Новые электронные автоматы для оплаты услуг мобильной связи, покупки проездных билетов и карт управления банковскими счетами при этом множатся даже быстрее своих давних предшественников, традиционно предлагающих прохладительные напитки, кофе и прочие нехитрые товары. Однако вендинговый бизнес не раз переживал и стремительные взлеты, и неизбежные в любом коммерческом начинании времена упадка и забвения.

Притягательная сила техники

Изучая историю сложных торговых автоматов, способных в ходе основного процесса обходится без участия человека, трудно не заметить, что данное изобретение имеет некую мистическую притягательную силу. В определенной степени подобные свойства можно объяснить тем, что оно пробуждает игровой азарт и вызывает элементарное любопытство, предоставляет возможность «общения» с машиной, которая руководствуется собственной, непостижимой для человека, логикой.

Об этом достаточно красноречиво свидетельствует история еще одного известного американского новатора вендинга Форда Мейсона, получившая удачное завершение благодаря тщательному изучению двадцатилетним не особенно удачливым коммивояжером поведения и пристрастий клиентов машин для автоматической торговли. В 1913 году, познав природу азарта и изыскав нужную сумму для аренды 102 автоматов по продаже жевательной резинки, Форд Мейсон разместил свои аппараты в лавках и магазинах города Хорнелла и других населенных пунктах штата Нью-Йорк. Направив всю свою энергию и безграничный энтузиазм в новое начинание, Форд Мэйсон построил целую торговую империю, которая охватывала множество поселений Северной Америки от побережья до побережья. Для обслуживания более 500 000 торговых машин будущий магнат создал национальную систему операторов вендинга, а для того, чтобы сделать процесс безостановочным, открыл собственный завод по производству жевательной резинки.

В то же время история торговых аппаратов знает гораздо более ранние примеры успешных начинаний, которые уводят пытливого исследователя прошлого вендинга в древнюю Александрию, в I век до нашей эры. Так, первый прообраз автоматической торговой машины был довольно подробно описан еще древнегреческим ученым-математиком Героном Александрийским в известных трудах «Пневматика». По свидетельствам древнего исследователя, в те времена посетители египетских храмов имели возможность воспользоваться специальными автоматами, приобретая таким способом «священную воду». Данное детище прогрессивной мысли древних механиков приводилось в действие тяжелой бронзовой монетой, которая, падая на рычаг через специальный желоб, открывала пробку-клапан, вследствие чего покупатель получал отмеренную порцию священной воды в подставленную посуду. В 1065 году нашей эры в Китае был разработан аппарат, который в обмен на звонкую монету выдавал на-гора карандаши.

Последующим ярким свидетельством применения специальных механизмов для автоматической торговли стали так называемые «честные ящики», получившие распространение в тавернах Туманного Альбиона на рубеже XVIII века. Эти машины зарождающегося вендингового бизнеса служили для продажи популярного тогда трубочного табака. При помощи брошенного в этот аппарат пенса освобождался специальный замок, тем самым покупатель получал возможность набрать необходимое количество курительной смеси и набить ею собственную трубку. Для контроля за использованием новшества к аппарату приставляли охранника, который зорко следил за тем, чтобы клиенты не перебирали товар сверх оплаченной нормы.

Бурный расцвет вендинга после 1832 года был связан с изобретением Джоном Метьюсом механизма для торговли газированной водой. Уже в 1851 году на Лондонской промышленной выставке можно было увидеть самые различные устройства для торговли напитками. В начале XIX века с появлением фасованных товаров вендинговый бизнес

стал набирать обороты еще более стремительными темпами. При этом специальные машины, продававшие популярную в то время жевательную резинку, в США появились на железнодорожных станциях уже в 1888 году, а годом раньше в Великобритании была основана первая вендинговая компания.

Эпоха «одноруких бандитов»

Изначально материалами для изготовления устройств автоматической торговли служили железо, дерево и стекло, а сами машины представляли собой невзрачные и громоздкие конструкции. Стоит ли говорить о том, что угадать предназначение этих чудо-аппаратов было непросто. Вплоть до обуздания могучей силы электричества торговые машины были полностью механическими и приводились в действие специальными ручками и рычагами. Традиции своих механических собратьев и по сей день продолжают так называемые gumball machine, нередко совмещающие процесс продажи жевательной резинки с занимательным игровым действом. При этом название gumball machine (в дословном переводе аппарат для продажи жевательной резинки в виде шариков) в наши дни характеризует целый ряд распространенных аппаратов, торгующих самыми разными наполнителями: жевательной резинкой, конфетами, игрушками, орешками и т.п.

Особый вклад в развитие современных механических торговых машин внес немецкий механик, эмигрант Чарльз Август Фей, представив автомат для азартной игры с возможностью денежного выигрыша. Сконструированная в домашней мастерской в 1895 году машина Liberty Bell (колокол независимости или звон свободы) послужила началом развития эпохи хорошо известных сегодняшним игрокам «одноруких бандитов». В 1930 году барабанный механизм Чарльза Фея дополнился электрическим двигателем, который приводился в движение механизмом, заменившим пресловутый ручной рычаг. В 1960 году усовершенствованный компанией Jennings аппарат пополнился полезным изобретением другой фирмы - Bally: автоматизированной системой выплаты выигрыша, вследствие чего выигранные монетки стали ссыпаться в специальный поддон. Примечательно, что в целях легализации игорных автоматов еще один изобретательный американец Мортимер Миллз в 1910 году сумел удачно «замаскировать» конструкции «барабанов удачи» под вполне невинные машины по продаже обычной жвачки. Таким образом, на дисках игровых автоматов появились знакомые современникам символы: вишня, апельсин, слива, мята, лимон и арбуз. При этом сами игровые автоматы обзавелись новым, используемым и поныне названием fruit-machines.

Победное шествие вендинга

Большими приверженцами автоматической торговли издавна считают изобретательных и деятельных японцев. В Стране Восходящего Солнца первые торговые машины появились еще в эпоху Мейдзи. Появление первых японских табачных автоматов датируется 1868 годом. Сегодня по распространенности этого способа торговли Япония прочно занимает лидирующие позиции, а широко используемые в этой стране автоматы продают самые различные виды товаров: почтовые конверты, пирожные, принадлежности для бритья, средства гигиены, лекарства, готовую яичницу, пиццу и даже овощи и сырые куриные яйца. Именно японцы первыми освоили выпуск комбинированных устройств, одновременно способных продавать как холодные, так и горячие напитки. Мощным стимулом для развития отрасли в стране при этом послужил выход на мировые рынки продукции компаний Pepsi и Coca-Cola. Напитки этих производителей, начиная с 1962 года, начали разливать в жестяные банки, что особенно удобно для устройств автоматической торговли.

В 1946 году революционный прорыв в вендинговом бизнесе был связан с появлением первых кофе-машин, а в 1960 году развитие отрасли подстегнуло изобретение специальных приемников для бумажных купюр. Еще раньше в 1926 году распространению вендинга в немалой степени поспособствовало появление сигаретных аппаратов американского конструктора Вильяма Рове (William Rowe).

Начиная с 80-х годов прошлого столетия торговые терминалы стали обзаводиться сложной электронной начинкой, активно задействуя новейшие технологии: Интернет, GSM-связь, а также специальные программы для интерактивного общения с покупателями. После успешных опытов использования автоматов по продаже шоколада еще в 1898 году в Петербурге в 1956 году их производство было налажено на московском предприятии «Автоматторг». С 1996 года на киевском предприятии «Томак» начали выпуск отечественных автоматов для городского метрополитена. Сегодня, помимо «Томака», разработками новых конструкций торговых машин занимается компания «Кристал ПАК» и предприятие CPS - единственная компания, освоившая выпуск кофейных автоматов, конкурентоспособных продукции абсолютных монополистов кофейного сегмента вендингового рынка: Kraft Foods Ukraine и Nestle.

Автор: Сергей Покровский

Новости

 

www.zalloto.ru     www.blloto.ru     www.lotclub.ru     www.stela.su     www.omecenat.ru     www.loto4u.ru